Галактика Сигара M82

Общие сведения

Галактика Сигара M82 (др. названия: NGC 3034, ZWG 333.8, UGC 5322) – спиральная галактика, которая находится в созвездии Большая Медведица. Расположена на расстоянии примерно 12 миллионов световых лет (3,68 млн парсек) от Земли.

Данную спиральную галактику обнаружил немецкий астроном Иоганн Боде 31-го декабря 1774-го года, позже, в 1779-м году Шарль Мессье внес ее в свой каталог под номером 82.

Спиральная галактика Сигара расположена к нам под наклоном в 80 градусов, из-за чего внешнее довольно вытянута, в результате чего и получила свое название. Кроме того, из-за такого положения долгое время считалась неправильной галактикой. Однако, в 2005-м году, благодаря наблюдению в инфракрасном диапазоне, ученым удалось обнаружить у галактики два спиральных рукава.

Галактика Сигара M82 в инфракрасном диапазоне

Ядро галактики Мессье 82 содержит сверхмассивную черную дыру массой в 30 миллионов солнечных масс.

Галактика Сигара в 5 раз ярче нашей Галактики. Диаметр этой галактики составляет всего 37 000 световых лет. Является одной из наименьших галактик, занесенных в каталог Мессье. Удаляется от нас с ускорением 203 км/с.

Звездообразование

В результате гравитационного взаимодействия со своим крупным соседом – галактикой Боде M81, в галактике Мессье 82 имеется множество областей активного звездообразования. Так после столкновения с соседом, активность образования звезд в M82 увеличилась в 10 раз.

Галактики M81 (снизу) и M82 (сверху) в масштабах градуса

В 2005-м году при помощи телескопа Хаббл было обнаружено 197 массивных скоплений в центре данной галактики. Площадь данной активной области составляет 1 630 св. лет (500 парсек). В видимом диапазоне можно отметить четыре уплотнения, имеющие повышенную яркость, являющиеся наибольшими шаровые скопления. Ядро галактики является мощнейшим радиоисточником в созвездии Большой Медведицы.

В самом же диске галактики Сигара образование звезд прекратилось 100 миллионов лет назад. По скорости звездообразования галактика Мессье 82 опережает наше Галактику в 10 раз.

Интересные объекты

При помощи космической обсерватории Чандра в 600 световых годах от ядра галактики был обнаружен объект, первый кандидат на черную дыру с промежуточной массой – от 200 до 5 000 масс Солнца.

В январе 2014-го года в галактике Мессье M82 была найдена яркая сверхновая SN 2014J. За последние 27 лет это вторая ближайшая к Земле сверхновая.

Сверхновая SN 2014J в галактике Сигара

В апреле 2010-го года астрономы из обсерватории Джодрелл-Бэнк (Чешир, Англия) обнаружили радиоисточник неизвестной природы. Его загадочность состоит в том, что он сформировался всего за несколько дней, чем отличается от сверхновых, которые становятся ярче в течение нескольких недель, и спустя несколько месяцев — исчезают. Также, в отличие от сверхновых, спектр излучения которых постоянно меняется, спектр излучения данного объекта не изменился в течение его годового наблюдения (с 2010-го по 2011-й годы). Другой особенностью данного объекта является его сверхсветовое движение. Вероятно, в результате каких-то оптических иллюзий, кажется, что радиоисточник движется со скоростью в 4 раза больше скорости света.

При помощи хорошего бинокля галактика Сигара будет выглядеть как тонкий светящийся стержень. Чтобы рассмотреть ядро и темные пятна галактики Мессье 82 потребуется хороший телескоп, с апертурой 150 – 200 мм.

Чтобы обнаружить галактику M82 нужно провести воображаемую линию между звездами Большой Медведицы – от Фекды к Дубхе. Тогда на продолжении этой прямой в 10 градусах на северо-запад будет находиться спиральная галактика Сигара.

Положение галактики M82 в созвездии Большой Медведицы

Лучший сезон для наблюдения спиральной галактики Мессье 82 – весна.

• Прямое восхождение – 09 ч 55 м 33,17306 с