Галактика M61

Спиральная галактика M61

Общие сведения

Галактика M61 (др. названия: NGC 4303) – спиральная галактика, которая находится в созвездии Девы. Расположена на расстоянии примерно 52,5 миллионов световых лет (16 млн парсек) от Земли. Диаметр эллиптической галактики M61 оценивается в 100 000 световых лет. Является одной из крупнейших галактик в скоплении Девы, которое включает 1300 галактик.

Данная галактика принадлежит к разновидности галактик с активным формированием звезд. В результате этого галактика быстро растрачивает запасы газа. Однако, при этом в M61 не наблюдается нехватки водорода. Повышенное наличие газа отличает эту спиральную галактику от большинства галактик скопления Девы. В диске галактики находится множество зон звездообразование, в том числе и по причине взаимодействия M61 с ее спутниками – галактиками NGC 4292 и NGC 4303В.

Галактика Мессье 61 и ее соседи

О наличии сверхмассивной черной дыры в центре объекта Мессье 61 говорят мощные потоки лучей, излучаемых из центра. Масса черной дыры, расположенной в центре M61, оценивается примерно в 5 миллионов масс Солнца, что на пол миллиона больше массы черной дыры (Стрелец A*) в центре Млечного Пути. Помимо черной дыры, вблизи центра галактики наблюдается компактное молодое звездное скопление радиусом 3,1 парсек и с массой 100 000 масс Солнца. Диаметр ядра M61 составляет 734 световых года (225 парсек).

Еще одной особенностью объекта Мессье 61 является рекордное количество сверхновых звезд среди всех объектов каталога Мессье.

Галактика Мессье 61

Открытие

Эллиптическая галактика Мессье 61 была открыта итальянским астрономом Барнаба Ориани 5-го мая 1779-го года и описана как бледный объект, напоминающий комету. В ту же ночь данную галактику наблюдал французский астроном Шарль Мессье, однако предположил, что M61 – комета. Спустя несколько дней Мессье, обнаружил, что этот объект не движется. Астроном определил ее как слабую туманность и внес в свой каталог под номером 61.

Данная галактика входит в знаменитое скопление галактик в созвездии Девы. Внешний вид спиральной галактики M61 во многом схож с видом нашей галактики. При наблюдении через любительский телескоп объект Мессье 61 выглядит как округлое туманное пятнышко с повышением яркости к центру. Чтобы ясно выделить ядро в галактике, а также рассмотреть спиральные рукава – потребуется телескоп с апертурой более 250 – 300 мм.

Спиральная галактика M61 в масштабах градуса

Спиральную галактику M61 можно обнаружить в трех градусах севернее Эта (η) Девы. Также, если провести воображаемую линию между звездами Бета и Дельта Девы и выделить середину отрезка, то в градусе на север от него можно обнаружить объект Мессье 61.

Галактика Мессье 61 в созвездии Девы