Общие сведения

Галактика M106 (др. названия: NGC 4258, ZWG 243.67, UGC 7353) – спиральная галактика, которая находится в созвездии Гончие Псы. Расположена на расстоянии около 23,7 миллионов световых лет (7 млн парсек) от Земли.

Данную спиральную галактику обнаружил французский астроном Пьер Мешен в 1781-м году, позже Шарль Мессье внес ее в свой каталог под номером 106.

Данная спиральная галактика содержит 400 миллиардов звезд, имеет диаметр в 135 000 световых лет и удаляется от нас со скоростью 448 км/с. Предположительно, соседняя галактика NGC 4217 является спутником галактики M106.

Галактика M106 и ее спутник NGC 4217

Отличительной особенностью галактики Мессье 106 является ее необычная структура. Прежде всего недавние наблюдения галактики показали, что она имеет не два, как предполагалось ранее, а четыре спиральные рукава. Два из этих рукавов в видимом диапазоне практически незаметны, однако отлично наблюдаются в рентгеновском и радио диапазонах. В отличие от двух видимых рукавов, эти два состоят не из звезд, а из пыли и газа, также их происхождение остается под вопросом.

Фото галактики Мессье 106 с телескопа Хаббл

Одной из наиболее вероятных причин образования этих рукавов, является повышенная активность ядра галактики, которое быстро выбрасывает материю от центра к периферии, образуя так называемые джеты. В поддержку этого предположения служит более прямая форма невидимых рукавов, в отличие от видимых.

Галактическое ядро

Галактическое ядро спиральной галактики Мессье 106 содержит сверхмассивную черную дыру с диаметром 0,63 световых года и массой в 36 миллионов масс Солнца, что в девять раз больше массы в центре Млечного Пути. Наблюдение эмиссионных линий и рентгеновских лучей свидетельствуют о том, что часть галактики буквально падает в центральную сверхмассивную черную дыру.

Мазер в M106

Спиральная галактика Мессье 106 относится к так называемым мазерным галактиками. Принцип работы мазера во многом схож с лазером, и отличается тем, что объект излучает не в видимом диапазоне, а в микроволновом. Так впервые расстояние к объекту измерили при помощи мегамазерного кольца, которое имеет фиолетовый оттенок. Примечательно, что данное кольцо во многом состоит из молекулярного водяного газа, который и выступает в роли мазера.

Галактика M106

Галактика M106, диапазон электромагнитного излучения в цветах: синий — рентгеновский, желтый — видимый, красный — инфракрасный, розовый — радио

Благодаря тому, что астрономам удалось при помощи мазера независимо определить расстояние к спиральной галактике M106, в их арсенале появился новый космический якорь.

Галактика Мессье 106 и ее соседи

Спиральная галактика Мессье 106 является одной из ближайших и крупнейших галактик, расположенных вблизи нас. По яркости и размерам она сравнима с галактикой Андромеды. В виде пятна данную галактику можно наблюдать через обычный бинокль. Телескоп с апертурой от 200-мм можно обнаружить некоторые элементы структуры. Более крупные инструменты позволят рассмотреть галактические рукава.

Положение галактики M106 в созвездии Гончие Псы

Чтобы найти спиральную галактику M106 на звездном небе, следует провести воображаемую линию между ярчайшей звездой созвездии Гончие Псы – Сердце Карла и звездной Большого Ковша – Фекда. Тогда галактика будет располагаться примерно посередине проведенного отрезка.

Лучший сезон для наблюдения галактики Мессье 106 – весна.

• Прямое восхождение – 12 ч 18 м 57,620 с