Общие сведения

Галактика M102 (др. названия: Веретено, NGC 5866, ZWG 274.16, UGC 9723) – линзовидная галактика, которая находится в созвездии Дракон. Расположена на расстоянии около 50 миллионов световых лет (15.3 млн парсек) от Земли.

Открытие

Данную спиральную галактику обнаружил французский астроном Пьер Мешен в 1781-м году, позже Шарль Мессье внес ее в свой каталог под номером 102.

Галактика M102

Примечательно, что определение данного объекта находится под вопросом. Хотя французские астрономы и внесли его в каталог Мессье, дальнейшие его поиски не увенчались успехом. Подробное исследование приводит к одному из двух выводов:

1. Пьер Мешен определил уже открытую им ранее галактику M101 как новый объект под номером 102.
  2. Вероятнее всего, Пьер Мешен наблюдал галактику NGC 5866. Однако, используя астрономическую карту с ошибочной маркировкой, допустил ошибку в 5 градусов при описании прямого восхождения данного объекта. Подобные ошибки и раньше наблюдались среди объектов Мессье. Так на 5 градусов была сделана ошибка для склонения M

Линзовидная галактика M102 содержит 100 миллиардов звезд. Ее диаметр составляет 60 000 световых лет или 18 400 парсек. Отличительной особенностью данной галактики является наличие широкого центрального пылевого диска. Это нетипичная структура, так как зачастую наблюдаемые линзовидные галактики содержат пыль преимущественно в центральной области.

Галактика M102

Подробное изучение структуры объекта Мессье 102 вызывает затруднение у исследователей, так как галактика расположена к нам практически ребром. Однако, при этом, отмечается искажение центральной полосы пылевого диска, что приводит к мысли о взаимодействии галактики Мессье 102 с другим массивным объектом в прошлом.

Линзовидная галактика NGC 5866 удаляется от нас с ускорением в 672 км/с.

Обнаружить данную галактику при помощи бинокля – практически невозможно. Как по причине ее небольших размеров, так и из-за ее положения относительно наблюдателя с Земли. При помощи любительского телескопа можно обнаружить лишь эллиптическое светящееся пятно. Инструмент с апертурой от 150 – 200 мм позволит рассмотреть светлый ореол и намеки на темную пылевую полосу. Подробная же структура галактики M102 доступна наблюдателю лишь в крупную технику.

Положение галактики Мессье 102 в созвездии Дракон

Обнаружить галактику NGC 5866 можно в четырех градусах на юго-запад от яркой звезды Йота (ι) Дракона (или Эдасих) с видимой звездной величиной 3,3m.

Лучший сезон для наблюдения галактики Мессье 102 – весна.

• Прямое восхождение – 15 ч 06 м 29,4 с