Экзопланета на стадии формирования

Пылевой диск звезды

Почти 900 внесолнечных планет были подтверждены на сегодняшний день. Космический Телескоп Хаббла обнаружил загадочный провал в протопланетном диске из газа и пыли у звезды TW Гидры, расположенной на расстоянии 176 световых лет от нас в созвездии Гидры.

Эта прореха объясняется влиянием невидимой планеты, открытой в 2013 году, которая своей гравитацией расчищает себе путь на орбите. Расстояние этой “просеки” от звезды около 7,5 млрд км. Это примерно в два раза дальше чем расстояние от Плутона до Солнца.

Теория формирования планет

Теория формирования планет предполагает, что планеты формируются за десятки миллионов лет, путем медленного накопления пыли, камней и газа из окружающей диска. Возраст звезды TW Гидры — всего лишь только 8 миллионов лет. Получается, не было достаточно времени, для формирования планеты за счет постепенного слияния небольших обломков.
Формирование планеты на расстоянии 7,5 миллиардов километров от своей звезды, займет в 200 раз больше времени, чем формирование Юпитера на его расстоянии от Солнца, из-за его гораздо медленного орбитального движения и малого количества материала в диске.

Альтернативная теория формирования планет

Альтернативная теория формирования планет предполагает, что часть диска становится гравитационно неустойчива и разрушается. В этом случае планета могла возникнуть более быстро, в течение нескольких тысяч лет.

Существенно затрудняет эту историю то, что у этого красного карлика всего 55 процентов массы нашего Солнца. Это самый низкий показатель массы звезды, для которых мы наблюдали разрыв в пылевом диске так далеко.

Наблюдения пылевого диска

В диске также отсутствуют крупные зерна пыли в ее внешней части. Наблюдения радиотелескопа ALMA показывают, что миллиметровая пыль это размер, примерно, с песчинку, резко исчезает на расстоянии около 5,5 миллиардов километров от звезды.

Пылевой диск звезды TW Гидры

Пылевой диск TW Гидры

Наблюдения с телескопа Хаббл показывают, что разрыв, который имеет 1,9 млрд. км. в ширину, не полностью очищен. Ученые предполагают, что если планета существует, то она находится в процессе формирования и не очень массивна. Астрономы считают, что предполагаемая планета от 6 до 28 раз более массивная, чем Земля.

Звезда TW Гидры

Звезда TW Гидры популярная цель астрономов. Звезда находится на расстоянии в 176 световых лет от нас. Это оранжевый карлик класса K главной последовательности. Относится к типу T Тельца.

Сравнение диска звезды TW Гидры с Солнечной системой

Сравнение диска TW Гидры с Солнечной системой

Система является одним из самых близких примеров с расположением диска плашмя, давая астрономам взглянуть на звезду сверху. Команда ученых использовала инфракрасную камеру Хаббла, а также оптические и спектроскопические инструменты для наблюдений. Вооружившись этими наблюдениями, они составили наиболее полное представление о системе во многих длинах волн.

Ученые планируют использовать радиотелескоп ALMA и будущий телескоп Джеймс Вебба, чтобы изучить систему более подробно.