Биография Николая Лобачевского

Николай ЛобачевскийНиколай Иванович Лобачевский – выдающий русский ученый, математик, создатель неевклидовой геометрии. Новаторские идеи ученого не были признаны при его жизни. Важность и правильность теорий была доведена только после смерти.

Детские и юные годы

Лобачевский Николай родился 20 ноября 1792 года в Нижнем Новгороде. Отец будущего математика был чиновником геодезического департамента и внезапно умер, когда сыну выполнилось только 7 лет. Чтобы справиться с финансовыми проблемами, мать вынуждена была переехать в Казань вместе с тремя сыновьями.

Лобачевский учился сначала в местной гимназии, а потом в городском университете. Высшее учебное заведение молодой человек закончил с отличием в 1811 году и получил степень магистра физики и математики.

Начало научной деятельности

По протекции знакомых ученых Броннера и Бартельса весной 1814 года Лобачевский становится адъюнктом (доцентом) чистой математики. Еще через два года его утверждают экстраординарным профессором. На протяжении 5 лет ученый занимался преподаванием исключительно математических дисциплин, таких как алгебра, тригонометрия, плоская и сферическая геометрия, курсы высшей математики.

Лобачевский предположил, что в трехмерном пространстве параллельные прямые вполне могут иметь общие точки

В 1819 году получает должность декана физико-математического факультета Казанского университета. За несколько лет Лобачевский пишет и издает несколько учебников. Первый по геометрии был осужден современниками через чрезмерный отход от Евклидовых канонов, из-за чего и не был издан при жизни автора. Второй учебник по алгебре автор смог издать только спустя 10 лет (в 1834 году).

В 1827 году получает самую ответственную в своей жизни должность – ректора университета. Он сразу берется за реорганизацию штата и структуры университета в целом. За время его руководства построено несколько новых корпусов, лабораторий, поддерживалось развитие библиотеки, издание «Казанского Вестника», «Ученых записок Казанского университета». По его инициативе в учебном заведении появился большой кабинет физики и астрономическая обсерватория.

Научные открытия

Титульный лист книги Лобачевского «Воображаемая геометрия»

Открытия Лобачевского основаны на критике Евклидовой аксиомы параллельности, которую он считал ограниченной и чересчур жесткой по требованиям. Вместо нее он предложил собственную теорию о параллельности прямых.

В 1826 году он устно объявляет о своем открытие, а в 1832 году издает труд под названием «О началах геометрии», который остро критикуется многими современниками ученого. В 1837 году в немецком журнале «Крелле» Лобачевский печатает еще одну работу в данном направлении под названием «Воображаемая геометрия». Работа очень заинтересовала К. Ф. Гаусса.

Признание неэвклидова геометрия Лобачевского получила только спустя 12 лет после его смерти, когда известный итальянский математик Бельтрами в 1868 году истолковал ее на поверхностях евклидова пространства. Работа итальянца стала решающей в общем признании идей русского математика.

Среди других научных открытий можно отметить:

• Разработку метода приближенного решения уравнений;
  • Предложение нескольких тонких теорем о тригонометрических рядах;
  • Определил более точное понятие непрерывной функции.

Награды

В течение всей жизни Лобачевский был удостоен большим количеством наград:

• 1821 год – представлен к ордену святого Владимира IV степени (вручен в 1824 году);
  • 1831 год – за активную борьбу с эпидемией холеры получил личную благодарность от царя в виде перстня с бриллиантом;
  • 1833 год – награжден орденом Св. Станислава III степени;
  • 1836 год – награжден орденом Св. Анны II степени;
  • 29 апреля 1838 года – получил дворянство и герб за заслуги на службе и в науке;
  • 1841 год – звание заслуженного профессора;
  • 1842 год – награжден орденом Св. Владимира III степени;
  • 1844 год – награжден орденом Св. Станислава I степени;
  • 1852 год – награжден орденом Св. Анны I степени;
  • 1855 год – серебряная медаль почетного члена Московского университета.

Смерть

Дом-музей им. Н.И. Лобачевского г. Козловка

Через 30 лет службы, согласно правилам того времени, Лобачевский был отстранен от преподавания и от должности ректора. Его назначили помощником попечителя Казанского учебного округа и существенно понизили в окладе.

Через короткое время ученый разорился и вынужден был из-за долгов продать имение в Казани. Смерть любимого сына Алексея от туберкулеза в 1852 году очень подорвало здоровье и самого ученого. Лобачевский скончался 24 февраля 1856 года, в день, в который он 30 лет назад опубликовал свою самую выдающуюся работу. Математика похоронили на казанском Арском кладбище.

Научные труды получили признание только спустя 12 лет после его смерти.

Кратер Николай Иванович Лобачевский

Посмертно в честь Лобачевского названы: Нижегородский государственный университет, лунный кратер, улицы в разных населенных пунктах, один из самолетов Аэрофлота, лицей при КФУ в Казани, научная библиотека университета в Казани, а также малая планета.