Биография Андрея Лекселя

Лексель Андрей ИвановичЛексель Андрей Иванович – российский ученный шведского происхождения, астроном, математик, физик, академик Петербуржской академии наук. Наиболее известный тем, что опроверг теорию Гершеля, установив, что Уран – это планета. Является автором трудов о движении комет.

Рождение и юные годы

Андрей Лексель (настоящее имя Anders Johan Lexell) родился 24 декабря 1740 года в небольшом шведском городке Або (сейчас город носит название Турку и находится в составе Финляндии).

Увлечение точными науками у Лекселя проявилось уже в раннем возрасте. После окончания школы поступил в местный университет на физико-математический факультет. В 20 лет окончив высшее учебное заведение получает степень доктора философии. Первый его научный труд — докторская диссертация на тему «Математико-физические афоризмы». Еще через 3 года защитил вторую диссертацию в городе Упсале, что позволило ему остаться в родном университете на должности преподавателя математики.

Будучи профессором преподавал в Морском кадетском корпусе, но подобная работа мало устраивала молодого человека. В это время активно начала развиваться наука в России, что сделало ее весьма притягательным местом для многих европейских ученых. В 1768 году Лексель, как и многие начинающие ученые, отправляет в Петербуржскую академию наук сразу две свои научные работы. Хотя уже первая из них была достаточно высоко оценена членами академии, директору понадобилась личная протекция Л. Эйлера и целый ряд положительных рекомендаций от шведских ученых, чтобы Лексель получил желаемое приглашение на службу в Петербург.

В этом же году с разрешения шведского короля Лексель покидает родную страну и переезжает в Россию. Уже 20 марта 1769 года ученый получает статус адъюнкта по математике.

Семьи у ученого не было, самым близким другом был коллега Леонард Эйлер.

Научные труды

Первое исследование в своей карьере Лексель провел совместно с Эйлером и Майером. Ученые долгое время исследовали прохождение Венеры по диску Солнца.

Монография Лекселя об определении параллакса, опубликованная в 1772 году

Первым самостоятельным научным трудом ученого стала обработка всех ранее полученных в России исследований прохождения Венеры и вычисления солнечного параллакса. Лексель вывел его значение 8,63” (показатель максимально близок к действительному значению – 8,8”).

За 16 лет работы в России Лексель написал 66 научных трудов. Большая их часть касалась астрономии, в особенности посвящалась исследованию движения комет. По сути, именно он является родоначальником кометной астрономии в нашей стране.

Самые важные достижения ученого – это неоспоримый вклад в развитие небесной механики, полигонометрии. Ученый занимался расчетом орбит комет 1769 и 1770 I. Он выдвинул гипотезу, что причиной изменения показателя для последней является влияние Юпитера. Впоследствии эту комету назвали в его честь.

Уран в телескоп Хаббл

Главное его открытие – это установление того факта, что Уран является не кометой, а планетой. Также он первым предположил, что существует еще одно космическое тело с орбитой, наиболее отдаленной от Солнца. Эта гипотеза подтвердилась в 1846 году, когда на основании расчетов ученых Дж. Адамса и У. Леверье была открыта новая планета, которую назвали Нептун.

Многие научные труды были выполнены и в математике. Например, он значительно дополнил методы сферической геометрии и сферической тригонометрии. Сегодня одна из теорем в данных областях носит его имя ученого.

Награды ученого

Открытия Лекселя в кометной астрономии были высоко оценены еще при жизни ученого. В 1771 году становится ординарным академиком по классу астрономии, в 1773-74 году – почетным академиком АН Стокгольма и Упсале. В 1776 года его приглашают в качестве члена-корреспондента в Парижскую академию наук.

Параллельно в 1775 году Лекселю приходит приглашение от шведского короля стать профессором математики в университете Або, но ученый отказался, выбрав предложение директора Петербургской АН Домашнева совершить длительное заграничное путешествие и посетить лучшие обсерватории Германии, Франции, Англии, Голландии, Дании, Финляндии, Бельгии, Швеции. В этой командировке Лексель познакомился со множеством выдающихся астрономов и математиков того времени, заказал для России различные профессиональные приборы.

Последние годы

В 1783 году после смерти ближайшего друга и директора Петербуржской АН Лекселя назначают на его место. В том же году его избирают иностранным членом Туринской Академии наук.

Эта работа стала последней в его жизни. Внезапная болезнь осенью 1784 года за несколько недель убила ученого. Он скончался 30 ноября 1784 года в возрасте всего 44 лет. Причиной смерти стала гангренозная опухоль, которая сопровождалась жестокой лихорадкой.

Лунный кратер Лексель

В честь выдающегося астронома назван астероид и один из кратеров на видимой стороне Луны.