Астронавт Скотт Джозеф Келли

Астронавт: Скотт Джозеф Келли (21.02.1964 г.)

• 247-й астронавт США (393-й в мире)
  • Длительность полета:
  • 7 сут. 23 ч 11 мин (1999 г)
  • 12 сут. 17 ч 55 мин (2007 г)
  • 159 сут. 8 ч 43 мин (2010 г)
  • 340 сут. 8 ч 42 мин (2015 г)

Биография

Скотт Келли родился 21-го февраля 1964-го года в небольшом городке под названием Орандж, штат Нью-Джерси. Вместе с ним родился и его брат-близнец Марк Келли. В 1982-м году братья окончили среднюю школу в городе, который считают своим родным – Вест Орандж. В 1987-м году Скотт получает диплом бакалавра в области электротехники в Морском колледже Нью-Йоркского университета. После окончания высшего образования будущий астронавт отправляется на службу в военно-морские силы штатов. Летом 1989-го года завершает летную подготовку и служит морским летчиком на базе ВМС Бивилль, Техас. Следующие несколько лет служил также в ВМС Океания, штат Вирджиния, и на борту авианосца, перевозящего его истребительную эскадрилью.

С 1993-го по 1994-й год Скотт Келли проходил обучение в Школе летчиков-истребителей, после чего отправляется на службу в Испытательную эскадрилью в качестве летчика-испытателя. Стал первым, кто испытал истребитель под названием F-14, на котором располагалась новая экспериментальная система управления. За время своей службы Скотт овладел более чем 30 типами самолетов, налетал более 3500 часов и выполнил больше 250 посадок на борт авианосца.

В 1996-м году будущий астронавт Скотт Келли окончил магистратуру в области авиационных систем в Университете Теннесси.

Космическая подготовка

1-го мая 1996-го года лейтенанты ВМС Скотт Келли и его брат близнец Марк Келли стали кандидатами в отряд астронавтов NASA. С 1996-го по 1998-й год братья проходили общую космическую подготовку, и  в 1998-м году получили квалификацию «пилот шаттла».

Первый полет

19-го декабря 1999-го года команда астронавтов из 7-ми человек, в том числе Скотт Келли в качестве пилота, отправились на борту шаттла «Discovery STS-103» на орбиту Землю. Целью американских астронавтов был ремонт телескопа «Хаббл», а также установка нового оборудования. Для полноценной работы совместного проекта НАСА и ЕСА «Хаббл», устройству требовалось шесть гироскопов, из которых к 1999-му году работали лишь три.

Полет Гагарина в космос

В ноябре 1999-го года вышел из строя и один из них, в результате чего обсерватория оказалась полностью непригодная для наблюдения.

22-го декабря шаттл «захватил» телескоп для проведения дальнейших работ. Было произведено три восьмичасовых выхода в открытый космос, за время которых экипаж заменил неработающие гироскопы, установил более мощный бортовой компьютер и некоторые другие инструменты. 25-го декабря 1999-го года телескоп «Хаббл» отстыковался от шаттла «Discovery STS-103», а 28-го декабря шаттл благополучно приземлился в Космическом центре Кеннеди, во Флориде.

В 2000-м году Скотт Келли являлся представителем НАСА в России, где занимался космическими операциями, связанными с МКС. В марте 2001-го года проходил подготовку в ЦПК им. Гагарина в качестве бортового инженера дублирующего экипажа корабля «Союз-ТМ» для полета на МКС. В декабре 2002-го года проходил подготовку как командир экипажа «STS-118», однако по причине катастрофы другого шаттла – «Columbia» (STS-107), все полеты шаттлов были приостановлены.

Второй полет

8-го августа 2007-го года начался второй полет Скотта Келли. Астронавт вошел во состав экипажа космического корабля «Endeavour STS-118». Задача команды астронавтов, состоящей из семи человек, заключалась в доставке и установке сегмента МКС «S5». На доставленном сегменте, масса которого 1584 кг, в дальнейшем были закреплены солнечные батареи. Данная модернизация позволила значительно увеличить энергоснабжение станции, и проводить более энергозатратные эксперименты. Командир корабля Скотт Келли, а также весь экипаж пробыл на орбите более 10-ти суток, после чего отстыковался от станции. 21-го августа шаттл «Endeavour STS-118» благополучно приземлился на одной из полос Космического центра Кеннеди, мыс Канаверал.

Получив звание коммандера ВМС, Скотт Келли начал подготовку к космическому полету на российском корабле «Союз ТМА-18», (позже «Союз ТМА-20») в качестве члена экипажа 23-й и 24-й экспедиций на МКС. В сентябре 2010-го года был окончательно утвержден на роль бортового инженера экипажа «Союз ТМА-М».

Третий полет

7-го октября 2010-го года стартовал космический корабль «Союз ТМА-М», на борту которого, помимо Скотта Келли, располагались космонавты А. Калери и О. Скрипочка. Российско-американский экипаж пробыл на станции 5 месяцев, после чего, 16-го марта 2011-го года спускаемый аппарат КК «Союз ТМА-16М» благополучно доставил космонавтов на Землю.

Подготовка Скотта Келли в рядах российских космонавтов продолжилась. Американский астронавт несколько раз назначался в экипажи различных экспедиций на МКС. В марте 2015-го года Госкомиссией было проведено заседание на космодроме Байконур, в результате которого Скотт Келли был назначен на должность бортового инженера ТПК «Союз ТМА-16М».

Четвертый полет

Четвертый и самый длительный космический полет астронавта Скотта Келли начался 27-го марта 2015-го года, когда космический корабль «Союз ТМА-16М» стартовал с Байконура. В состав экипажа также входили космонавты Г. Падалка и М. Корниенко. Экипаж, прибывший на борт станции, официально стал членом 43-й и 44-й экспедиций на МКС. Группа космонавтов занималась исследованием реакции организма человека на долговременное пребывание в космосе, а также сбор данных по исследованию. Исследование отличалось от предыдущих наличием нового инструментария. Геннадий Падалка покинул ранее станцию, в то время как Келли и Корниенко пробыли на МКС почти год. Таким образом, Скотт Келли стал первым американцем, который прожил на орбите Земли 12 месяцев подряд. Кроме того американский астронавт установил национальный рекорд по времени пребывания в космосе в течение одного полета, а также по суммарному времени налета (520 суток).

2-го марта 2016-го года Скотт Келли, вместе с космонавтами Волковым и Корниенко отстыковался от станции и отправился на Землю. Продолжительность пребывания на орбите астронавта Скотта Келли составила 340 суток.

Дальнейшая деятельность

Скотт Келли совершил четыре космических полета и получил множества наград за вклад в мировую космонавтику. 1-го апреля 2016-го года выдающийся американский астронавт уволился из отряда астронавтов и из космического агенства.